Глава 7. Завгородний-писатель

 

                                           Оказывается, все получается, ежели попробовать.

                                                                                              «Апофегмы»

                                           Нелегко ценить человека так, как ему хочется.

                                                                                        Люк де Вовенарг

 

 

«Трудовой Тирасполь» (Тирасполь). – 1991, 17-24 апр., 24-30 апр.

 

Борис Завгородний

 

Космическая сказка

 

В некотором царстве, отдельном государстве, на одной из планет нашей необъятной Галактики, жила прекрасная принцесса. Сказать о ней, что она была красива, значит — ничего не сказать. Вечером, когда она прогуливалась по саду, месяц прятался в тучи, словно ему было стыдно за себя. А кому, как не тебе, читатель мой, знать, как красивы девушки Месяца. Они славятся своей красотой повсюду, и рыцари, прославившие себя в боях с нечистью, теряли голову, прилетев на Месяц, и влюблялись, как простые мальчишки. Все вы, наверное, слышали про славные подвиги храброго рыцаря, дона Антонио Бетельгейского. Но вы и не знаете, что жена и подруга сердца его, очаровательная Мариэтта, родом с этой замечательной планеты.

Но, дорогой читатель мой, пора начинать эту историю радостную и грустную, печальную и смешную, правдивую и сказочную.

Итак, наступило утро. Эльфы, сверкая радужными крыльями, порхали на поляне, перелетая с цветка на цветок, радуясь утру и солнцу, приветствуя принцессу чудными звуками утренней песни. Принцесса шла по саду, и ее веселый смех отражался от деревьев звонким эхом. И ничто не предвещало опасности: и солнце светило ласково, и птицы пели беспечно. Лишь одинокая туча в/ небе медленно проплывала над резиденцией короля Арамского.

Ах, король, король... Где же твои верные стражники? Где же твои знаменитые сыщики? Где же вы, фрейлины прекрасной Каролины?

А принцесса собирала цветы.

Но что это?.. Взгляни, прекрасная принцесса, вверх, видишь, облако спускается все ниже и ниже. Слышишь, в саду замолкли птицы. Посмотри, они не порхают на поляне. Оглянись вокруг себя, пока не поздно. Беги, беги во дворец к маменьке и папеньке.

Но принцесса, увлекшись, рассматривала удивительный цветок. Возможно, это был волшебный цветочек, который встречают только очень добрые люди. Принцесса положила букет на траву и протянула руку, чтобы сорвать цветок. Дотронулась до него и... исчезла.

 

                                 

 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. БИТВА.

 

Дракон даже издалека был огромен и невольно вызывал чувство почтения и страха. Он лежал в ущелье, распластав свои крылья на камнях. Большие, с блюдо величиной, чешуи его отливали темно-красным цветом. Глаза крайних голов дракона были закрыты, но по зубцам корон беспокойно метались огни святого Эльма. Средняя голова его бодрствовала, и все три глаза ее смотрели на валун, величиной с быка. Дракон словно забавлялся, ударяя о камень молниями, и опаленный валун медленно подвигался прд его ударами.

Сэр Эдвард Ричмондский стоял на краю ущелья и смотрел вниз, он был еще молод, сэр Эдвард, владетель Ричмонда, но боевой зал его замка уже украшали шесть корон. Пять драконов победил сэр Эдвард в честном бою и среди них — одного двуглавого винтохвостого дракона. Но такой редкий экземпляр встретился ему впервые. С таким драконом мало кто встречался, а если встречи с Ним и были, то рассказывать о них уже было некому. Драконы же, как известно, не говорят. Но этот дракон, однако, стоил пяти из тех, с которыми довелось сразиться храброму рыцарю.

Сэр Эдвард с удивлением покачал головой: "Да, тут, пожалуй, без защиты Кайсона не обойтись. Но, клянусь чашей святого Грааля, я первый раз вижу, и ни разу не слышал, что копьехвостые драконы бывают "трехголовыми". Он еще раз посмотрел на дракона, перелистывая в памяти учебник драконографии, но так и не найдя чудищу аналога, пошел к кораблю.

"Приятная планетка", — думал он. — Нечисти всякой больше, чем нужно. Горы, пустыни, ущелья и единственный остров в единственном океане. Если верить атласу, то там Эдем. Семьсот тысяч миль плодородия и изобилия — леса, озера, реки, — владения короля Арамского. Ну что ж, слетаем, а пока"...

И сэр Эдвард, надев доспехи Кайсона и взяв бластер, направился к ущелью.

Дракон был там же. Его крайние головы по-прежнему отдыхали, а средняя продолжала развлекаться с валунами. Сэр Эдвард медленно достал бластер и, не прицеливаясь, выстрелил в нависшую над ущельем глыбу на противоположной стороне. Глыба раскололась и с грохотом упала вниз, задев спящую голову. Дракон, заревев, подпрыгнул, и все его три головы разом метнули молнии вверх, опалив лицо сэра Эдварда. Тогда рыцарь выстрелил еще раз, и бой начался.

Дракон, выбравшись из ущелья, кругами набирал высоту. Это было впечатляющее зрелище: парящий над ущельем многотонный трехглавый дракон и рыцарь, стоявший на маленькой площадке перед ущельем. Если бы ты, читатель мой, увидел эту картину, у тебя не осталось бы сомнений насчет участи сэра Эдварда, но бесстрашный рыцарь верил в свою счастливую звезду...

Дракон и в небе был огромен и еще более страшен. Набрав высоту, он обрушился вниз, на сэра Эдварда. Молнии не переставая слетали с его корон и били в храброго рыцаря, но, отраженные защитой, они попадали в скалы, которые плавились и сгорали.

Вот дракон, спикировав, пронесся над рыцарем, едва не задев и не сбросив его бешеным порывом ветра, возникшим в ущелье, и вновь начал круто набирать высоту. Увы, это была его ошибка. Сэр Эдвард, прицелившись, несколько раз выстрелил в ярко-красное брюхо дракона, не защищенное броней. Огненные капли заряда ударили в драконово тело и прожгли в нем несколько отверстий. Дракон на секунду замер в воздухе и рухнул своей многотонной массой на скалы, которые затряслись при его падении.

Когда сэр Эдвард подошел к нему, все было кончено. Осмотрев чудовище, рыцарь запечатлел себя с ним в оригинальной позе, вызвал с корабля своего механического оруженосца Пансолио и велел ему доставить короны на корабль.

В этом месте я, читатель мой, прерву свой главный рассказ и разъясню: кто такой Пансолио и каково его происхождение.

Пансолио был выкован на Железной звезде знаменитыми мастерами своего дела и обучался почетному делу оруженосца десять лет в высшем училище оруженосцев. После получения диплома он был направлен к дону Рамиро, которому служил верой и правдой три года. Но в одном из боев с нечистью дон Рамиро был тяжело ранен и через несколько дней скончался. А Пансолио, полгода проучившегося на курсах повышения квалификации, направил к сэру Эдварду.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВО ДВОРЦЕ.

 

А в это время во дворце был страшный переполох. Искали принцессу Каролину, но нигде не могли найти. Искали верные стражники, искали знаменитые сыщики, искали фрейлины. Искал сам король, но все было напрасно. Лишь забытый принцессой букет принесли из прекрасного сада. И издал в тот день король такой указ.

"Всем, всем, всем, — кричали глашатаи со стен королевского замка, — всем рыцарям достойным, всем храбрецам-добровольцам, всей знати богатой, всему люду простому! Тому, кто найдет дочь мою любимую, принцессу Каролину, обещаю богатства неисчислимые, принцессу в супруги и полкоролевства в придачу".

И в тот же день отправились во все концы Галактики верные подданные короля Арамского. Опустела столица, опустел королевский двор, не веселится больше народ на улицах. Печаль опустила свое серое покрывало на владения короля Арамского.

В это печальное время, когда усталое солнце катилось вниз, опустился корабль сэра Эдварда посреди площади, носивший название "Трех столбов". Но никто, как прежде, не встречал сэра Эдварда, лишь стоял одиноко на площади местный житель и с любопытством рассматривал корабль. Сэр Эдвард направился к нему.

— Скажи мне, о достойный муж, где же жители вашей прекрасной столицы? Ил случилась какая беда?

И узнав о пропаже прекрасной принцессы, сэр Эдвард тотчас направился во дворец к королю Арамскому.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ.

 

А принцесса в это время находилась за много парсеков от своей родной планеты. Лишь один аленький цветочек напоминал ей о доме. Она сидела в темной комнате и плакала. А ночью ей всегда снились страшные сны, что и представить себе трудно, друзья мои. Когда тебе ночью приснится такой сон и ты в ужасе проснешься, то рядом с тобой всегда будет любимая подруга или верный друг, и они успокоят тебя. А принцесса была одна и от того страшные сны ей казались еще страшнее.

Прошло уже много дней с того несчастного утра, но ни разу она никого не увидела. Лишь молчаливые бесплотные тени скользили по комнате, принося обед или убирая его.

И вот в один из таких однообразных, бесконечных дней появился в ее комнате Черный рыцарь. Еще темнее стало в темной комнате. На нем были черные доспехи и лицо его было черным. Даже мысли его были такими же черными, как и он сам. Он стоял посреди комнаты, демонически скрестив на груди руки и устремив свой взор на принцессу. Он представлял, как горюет Арамский и погибают храбрые рыцари в его ловушках от его черных драконов. И он улыбался своим мыслям, а в комнате становилось еще темнее от его черной улыбки.

Прекрасная Каролина задрожала, увидев его, и еще крепче сжала в кулачке аленький цветочек.

— Кто вы? — дрожащим от страха голосом спросила она.

— Я? — улыбнулся рыцарь. — Хозяин Черной звезды!

Принцесса в ужасе вскрикнула и хотела еще раз что-то спросить, но он исчез.

А дни шли и шли. Все так же летела куда-то похищенная принцесса Каролина, и только волшебный цветок напоминал ей о доме, поддерживал ее дух, и принцесса не расставалась с ним ни днем, ни ночью.

А в замке все так же горевал король о своей пропавшей дочери. Узнавал он о победах и поражениях странствующих рыцарей, но никакие вести о пропавшей принцессе не достигали его. Казалось, след ее был надежно потерян в бесконечных глубинах Вселенной.

И вот, в один из таких печальных дней явился к королевскому двору добрый волшебник, магистр белой магии, Шар-Трез. И хотя не мог он ничего сообщить опечаленному королю, но все же обнадежил его, сказав, что приложит все свои силы и силы своих коллег, дабы раскрыть эту тайну.

А пока мы вернемся к Черному рыцарю.

Его звездолет уже подлетел к Черной звезде. По дороге от Каиссы он успел сделать несколько черных дел. Испортил двигатель на туристском звездолете, и теперь несчастные путешественники несутся по пространству неизвестно куда, и никто не знает, что их ожидает теперь — славные подвиги или безвестная смерть. Пролетая мимо активных звезд, он испортил маяки, предупреждающие об опасности.

Все ближе и ближе становилась Черная звезда. Секунды стали тянуться минутами, минуты — часами. Нет ничего страшнее во Вселенной черных звезд. Луч света не может оторваться от поверхности такой звезды и нет на ней ни времени, ни пространства. И вот на одной из таких звезд и построил свой замок Черный рыцарь, используя все новейшие достижения обеих магий.

Когда опустился корабль на Черную звезду, остановилось время для прекрасной Каролины. И стала она живой и прекрасной, но неподвижной статуей. Злой рыцарь торжествовал, замышляя новое черное дело. И плохо бы пришлось кому-нибудь из вас, читатели мои если бы не появился на Черной звезде храбрый рыцарь сэр" Эдвард Ричмондский.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ.

 

Планету за планетой облетал сэр Эдвард, но ни на одной из них не знали, где находится прекрасная дочь короля Арамского. Много созвездий облетел храбрый рыцарь: был в скоплениях Хи и Аш Персея, где жители столь воинственны, был в Гиадах, но и там не нашел он следов прекрасной Каролины. Отчаявшись, метался он среди звезд и совершенно случайно угодил на планету долгожителей.

Следует заметить, что все долгожители были волшебниками, и это понятное дело: чему только не выучишься, чего только не узнаешь за несколько тысяч лет жизни. И большинство из них были добрыми. Но находились из них такие отщепенцы, которым доставляло удовольствие делать ближним зло. Их воспитывали, применяя к ним новейшие достижения медицины и белой магии, и многие возвращались в коллектив, а неисправимых выгоняли из планеты навсегда.

И так случилось, что когда сэр Эдвард опустил свой корабль на эту планету, там же, в поисках принцессы, находился и Шар-Трез. Он рассказал сэру Эдварду историю, участником которой был несколько сот лет назад.

— Когда я был молод и учился на втором курсе, вместе со мной был в группе талантливый волшебник. Он был необщительным, но любил веселиться и редко улыбался. Всегда одевался во все черное и никогда не участвовал в наших праздниках, которых немало на нашей планете. Все было бы хорошо, но стали замечать за ним нехорошие дела. То пропадет у влюбленного, спешащего на свидание, время и он опоздает к любимой, то, еще хуже, завянет в руках букет, который он хотел подарить. Пытались мы исправить его своими силами, а когда это не удалось, доложили в Совет. Совет решил направить его для исправления на одну из необжитых планет. Но и эта мера не помогла: планету обжить не удалось. И тогда решением Совета его изгнали с нашей планеты. Направился он в район Черных звезд, и много зла пришло оттуда во Вселенную. Несколько раз туда летали наши экспедиции, чтобы найти и обезвредить злодея, но безуспешно. Вблизи Черных звезд останавливается время, и даже мы, волшебники, не в силах ускорить его.

После первой неудачной экспедиции я стал заниматься этой проблемой и вот результат моих трехсотлетних изысканий, — с этими словами добрый, волшебник протянул Эдварду пояс. — Это аккумулятор сегодняшнего дня. Он поможет тебе на Черной звезде, — пояснил волшебник. — Там и ищи прекрасную принцессу. Не бойся, видишь, красные огни горят на поясе? Чем меньше их будет, тем меньше у тебя будет оставаться времени. А когда останется один, беги с Черной звезды, иначе ты погиб. Если погаснет последний огонь, ты станешь живой статуей.

Сэр Эдвард взял из рук Шар-Треза подарок и глубоким поклоном поблагодарил его. Не теряя времени, отправился он в район Черных звезд, и все долгожители провожали его и желали счастливого возвращения.

Долог, долог путь к Черным звездам. Много, много помех было на пути храброго рыцаря, но сэр Эдвард с честью их преодолел, и уже ничего не могло задержать его на пути к заветной цели.

Но не видны уже знакомые созвездия, усе вокруг казалось странным и незнакомым. И вот показалось скопление Черных звезд. Пролетая между ними, он угодил во временные силки одной из них, и время стало растягиваться. Но сэр Эдвард надел пояс доброго волшебника, и время опять стало для него привычным.

Заглянув в умножители, увидел в центре скопления самой большой звезды странное сооружение и направил туда свой корабль. Это был замок Черного рыцаря...

Через несколько минут сэр Эдвард был готов к бою. На нем были доспехи Кайсона, на поясе висел мощный бластер. Пансолио нес огромный гравитонный излучатель. Подойдя к воротам замка, они остановились.

— Эй, кто там есть, нечисть разная и заразная, — закричал сэр Эдвард. Он поднял свой мощный бластер и выстрелил несколько раз по воротам.

С громом и огнем разлетелись куски ворот в разные стороны, и сэр Эдвард с Пансолио храбро пошли по обломкам ворот и остановились посреди двора.

— Эй, — снова начал кричать сэр Эдвард, но крик его оборвал смерч. Он упал со стены и закружился по двору, постепенно сужая круг, в центре которого они стояли. Пущенный сэром Эдвардом заряд прошел через него и ударился в стену. Другой заряд полетел в ворота, которые появились неизвестно откуда, но не долетел до них, устремился вверх и взорвался.

И тут все словно сорвалось с места. Новые смерчи закружили по двору бешеным вихрем, черные фигуры на стенах замка открыли огонь, который не причинил, к счастью, никакого вреда. Бластер рыцаря давал превосходные результаты в стрельбе по черным фигурам, а гравитонный излучатель Пансолио прижимал смерчи к земле и раздавливал.

Бой подходил к концу. Усталый и закопченный, сэр Эдвард вдруг заметил, что оставшаяся фигура делает какие-то знаки. Он медленно опустил бластер и огляделся вокруг. Смерчей больше не было. По всему двору лежала какая-то серая слизь и останки черных фигур. На поясе волшебника горело еще больше половины огней, но теперь рыцарь должен был проникнуть в замок, который представлял собой единый массив без окон и дверей.

Внезапно в монолитных стенах образовалось отверстие, и оттуда вышел сам Черный рыцарь.

— Зачем ты пришел сюда?

— За принцессой Каролиной, — твердо отвечал сэр Эдвард.

— Она уже принадлежит этому миру, — сказал Черный рыцарь, — она принадлежит вечности. — Он взмахнул рукой, и стены замка раздвинулись. Там, на пьедестале, сэр Эдвард увидел принцессу Каролину. Она стояла как живая, сжимая что-то в руке. — Возьми же ее, если сможешь, — усмехнулся он и исчез.

Сэр Эдвард уже приготовился к последней битве, он вдруг понял, что ничего не видит. Это злой рыцарь превратил день в ночь, сбросив с плеч свою черную ночную мантию. И неизвестно, чем бы все это кончилось, мои дорогие читатели, но, видимо. Черный Рыцарь был так уверен в своей победе, что дал сэру Эдварду последнюю возможность спасти принцессу. Ведь если бы сэр Эдвард не смог разбудить ее, то этого не смог бы сделать никто другой.

Ночная мгла рассеялась, и сэр Эдвард увидел вдалеке лишь статую прекрасной принцессы. Рванулся он туда, но, не дойдя совсем немного до принцессы, заметил, что огни на поясе быстро, один за другим, гаснут. Бросился наш рыцарь назад из губительного ореола вечности, перед которым не мог выстоять даже аккумулятор сегодняшнего дня.

Опустошенный, убитый горем, невозможностью достичь желаемого, стоял храбрый рыцарь перед статуей прекрасной Каролины, и слезы горечи текли по его мужественному лицу.

Но проснулся от этой любви заколдованный рыцарем цветок и засветился, вначале слабо, а потом все сильнее. И... о чудо! Прекрасная принцесса проснулась, ожила. Она открыла свои небесные глаза и взглянула на своего спасителя.

Не веря глазам своим, смотрел влюбленный рыцарь на это чудо, затем молнией бросился к принцессе, вскочил на постамент и заключил ее в свои объятия. И прекрасная принцесса ответила ему тем же. "Любимый мой! — нежно прошептала она и еще сильнее прижалась к его щеке, — любимый..."

Вот и вся история. Так любовь сэра Эдварда победила все козни Черного рыцаря и бездны пространства и времени. Благополучно вернулись они во владения короля Арамского, и счастливые родители отпраздновали такую грандиозную свадьбу, что слухи о ней живы и поныне. Со всей Галактики съехались гости на эту свадьбу, и целый год длилось празднование во владениях короля Арамского. Об этой свадьбе можно было бы рассказывать много и долго, но это был бы уже совсем другой рассказ. О том, как гости стали делить шкуру неубитого дракона, о том, как поссорились два друга — храбрых рыцаря и о многом другом. И как-нибудь в другой раз, читатель мой, я обязательно расскажу и об этом и о многом другом.

 

***

 

Завгородний Б., Зайцев С. Рось квадратная, изначальная.

Волгоград: издательство «Станица-2», 2000. – 304с. – 200 экз.

 

Борис Завгородний, Сергей Зайцев

 

Рось квадратная, изначальная

(Отрывок)

 

Глава тринадцатая,

отсутствующая по причине несчастливой нумерации.

                                            

        Благими намерениями

вымощена  дорога в ад?

                                                                                                        «Апофегмы»

 

 

***

 

«Лавка фантастики». – 2000, № 3

 

Игорь Легков

 

Там-сям издат:

Борис Завгородний, Сергей Зайцев.

Рось квадратная, изначальная.

Волгоград: Станица-2. — 2000.

 

Есть два вида книг из числа полуфабрикатов-однодневок, в изобилии выпекаемых нынешними издательствами. Первый: те, что пишутся быстро и с удовольствием, получаемым от процесса. Второй: пишутся быстро, но мучительно просто потому, что авторам хочется почувствовать себя писателями. Книги второго вида читать вообще невозможно. Книга мега-фэна Завгороднего и вынужденного фантаста-переселенца из Киргизии Сергея Зайцева, слава Смотрящему, относится к первому. Изданная тиражом 200 экз., повесть, по сути, представляет собой сувенир для костяка постсоветской фэн-тусовки, которые обязательно простят тексту длинноты, невзыскательную стилистику, стандартный набор реалий, образов и сюжетных ходов. С другой стороны, матерые фэны вряд ли сподобятся оценить небезынтересную конструкцию очередного посткатастрофического мира, перманентно и непредсказуемо, то так, то сяк разъединяющего и сопрягающего фрагменты, которыми этот мир почему-то оказался разделенным. Степи, тундры, пустыни, океанические архипелаги, горные хребты ежесуточно перемешиваются, как в калейдоскопе и чтобы максимально быстро прибыть из пункта «А» в пункт «Б» (фабула повести) приходится метаться по всему алфавиту, руководствуясь безумной логикой безумной географии. Придумка могла бы стать главной изюминкой книги, но искушенный фэн обречен вылавливать из тарелки иного рода деликатесы. Потому что посткатастрофический мир населен, похоже, одними лишь потомками фэнов фантастики. Торжища-ярмарки у них называются конами, верстовые столбы имеют вид двуликих божеств, именуемых олдями, а школы боевых единоборств именуются «Гром», «Ладыга» «Головач». Содержатся в «Роси квадратной...» и толстые намеки на степень одаренности нынешних пишущих фантастику авторов. Так что полтора часа восторженного визга и клекота читателю-фэну творение Завгороднего и Зайцева обеспечит. Причины и механизм загадочного планетарного калейдоскопа будут объяснены в двух последующих повестях, которые появятся «очень скоро», как заявлено в послесловии.

 

                                                               *** 

 

 

 

 

 

 

 

«Книжное обозрение». — 2001, 29 янв.

 
Синицын Андрей

 

По примеру бабушки Аглаи.

 

Плох тот фэн, который не желает стать писателем. Из фэндома в литературу пришло немало авторов. Это и Майкл Муркок, и Брюс Стерлинг, и Сергей Лукьяненко. Всех не перечислишь, ибо имя им легион. Но каждый из них, каких бы вершин он ни достиг впоследствии, наверняка помнит свою первую книгу и имя своего первого издателя. Для многих из тех, кто успешно работает сегодня, таким издателем стал «фэн № 1» Борис Завгородний. В начале 90-х на голом энтузиазме, практически в пароксизме филантропии, он даже не издал, а создал из отходов полиграфического производства «Библиотечку Волгакона», в рамках которой увидели свет дебютные книги М.Алферовой, В.Васильева, С.Синякина, С.Щеглова. Ах, какую же неизъяснимую сладость испытывали новоявленные писатели, держа в руках эти неказистые томики. Вы ели когда-нибудь щербет? Так вот, это намного, намного слаще.

То, что в свое время сделал Завгородний для российской фантастики, было настоящим прорывом в будущее. Мы перестали вариться в собственном соку, ощутили себя частью всемирного литературного процесса. Киберпанк, фэнтези, космическая опера прочно вошли в арсенал отечественных авторов. Так стало можно писать, и это можно было опубликовать. В наших умах и сердцах произошла настоящая революция. Однако, как известно, революция пожирает своих героев. Не стал исключением и Б.Завгородний. И тем отраднее, что именно сейчас, когда Борис переживает не лучшие времена, появилась на свет его первая и, надеемся, не последняя книга, написанная в соавторстве с земляком Сергеем Зайцевым – «Рось квадратная, изначальная».

Персонажи этой повести живут в мире насколько странном, настолько же и привычном. Главные герои Благуша и Выжига – разбитные российские купцы, способные и дело с выгодой провернуть, и гульнуть по-молодецки. Вот только торговать им приходится не с соседями, не с заморскими коллегами, а с жителями домена, волей судеб и теории вероятности в данный момент состыкованного с их доменом. Такова космология этой вселенной. В некоем Бездонье плавают квадратные домены, которые время от времени соединяются друг с другом Раздрай-Мостами. По доменам же там и сям разбросаны оставленные Неведомыми Предками артефакты, которые позволяют быстро перемещаться как внутри доменов, так и между ними, а также обогревают и освещают звероватый люд, погрязший в раннем средневековье…

Только в таком уникальном мире могли возникнуть народная забава, называемая Отказной гонкой. Если два парня, паче чаяния, полюбили одну девицу, то они, начав путешествие из некоей случайной  точки, пытаются добраться до предмета свое страсти как можно быстрее. Кто первым появится перед девушкой в Невестин день, тому она и будет принадлежать. Собственно, соревнование между Благушей и Выжигой и составляет сюжет повести. Рассказ об их приключениях ведется легко и непринужденно, с изрядно долей иронии, сдобренной фэновскими приколами, понятными только избранной публике. Хотя если внимательно вчитаться в текст, то становится очевидным, что авторы занимаются не столько изображением Отказной гонки, сколько исследованием загадочной славянской души…

Кроме того Завгородний с Зайцевым в полной мере проявили свою творческую непосредственность, самобытность, а также очарование и чистоту открытого взгляда на мир. Все это представляет собой исчерпывающую характеристику одного из направлений в искусстве, которое называется «примитив». Ярчайшим представителем этого направления была бабушка Аглая. Пролежав на печи семьдесят лет, она вдруг начала ваять полотно за полотном, которые, к вящей зависти профессиональных художников, в настоящее время радуют поклонников бабушкиного творчества в парижских и лондонских галереях. Вскоре у Бориса и Сергея в одном из центральных издательств должна выйти книга, содержащая «Рось квадратную…»  и две части продолжения. Еще немного, и успех бабушки Аглаи ребятам обеспечен.

 

***

 

«Рассказы и статьи». –  Волгоград: Волгакон-2001

 

Юрий Астров-Зацарицынский.

 

В белый свет, как в копеечку.

(рецензия на книги)

 

 С.Зайцев «Неистребимый»;

 С.Зайцев «Паломничество к врагу»;

  Б.Завгородний, С.Зайцев

 «Рось квадратная, изначальная»)

 

Так получилось, что «Рось» — совместное творение мегафэна Завгороднего и начинающего фантаста Зайцева – я прочел раньше, чем первую часть саги о непобедимом Элиоте Никсарде, архитекторе, лорде, чемпионе родной планеты по «искусству Мобра» и наследнике силы исчезнувшей цивилизации.

Некоторое время я пребывал в глубоком недоумении. Потому что уже не раз отрецензированная «Рось квадратная, изначальная» — на первый взгляд непритязательная сказочка о непонятном мире, чьи домены смыкаются друг с другом как бог на душу положит, где соперники в притязаниях на руку девицы устраивают гонки на страусах, где байты для электронно-вычислительной машины возят на тачках, сказочка смешная и веселая сама по себе – обладает двойным дном. Да и не одним, пожалуй… Первое дно понятно любому фэну, и открывать его для неофитов фантастики бессмысленно. Второе же дно покажется, когда выйдет продолжение.

И именно поэтому «непритязательная, веселая» и т.п. книжка – элитная.

Круто завернутая эпопея (уверен, кроме второй книги последуют и дальнейшие) – мгновенно раскуплена. Ее читают все. Даже спотыкаясь о «межгод», неизвестно чем отличающийся от года, и «шлемник», уж совсем аналогичный подшлемнику.

И если в «Паломничестве к врагу» можно проследить традицию добротной гамильтоновской космической оперы, то «Неистребимый» — с тем же героем и теми же его способностями – явная фэнтези. Что должно было бы произвести впечатление катахрезы (с легкой руки братьев Стругацких мы все знаем, что означает этот термин), однако почему-то не производит.

Любопытно: почему? Я задумался над этим вопросом  и, кажется, нашел ответ. Каковым и делюсь с читателем.

В свое время Палиевский задался вопросом: к кому обращен роман «Мастер и Маргарита»? Оказывается, к…Ивану Бездомному.

Этот ответ уж слишком литературоведческий. Может, он и совершенно верен – судить не берусь – но для широкого потребления непригоден.

Вообще-то, раскинув имеющимися мозгами, я пришел к банальному выводу, что любая книга обращена к читателю. Вопрос – к какому?

Сергей Зайцев – из поколения, воспитанного на Стругацких, которых во времена его юности не печатали, но достать было можно, а также на Щербакове и Медведеве. А кроме вышеупомянутых – на самиздатовской штатовской фантастике.

К кому все это было обращено? К нам, друзья. И мы послушно хавали то, что удастся достать. Но мешанина в голове возникала такая… чего там говорить. Беда в том, что она там и осталась.

Ведь Медведева, Щербакова и присных не печатают сейчас отнюдь не по идеологическим соображениям. Просто их не продать, знаете ли. Пипл уже не хавает.

А фэнтези – хавает. И космическую оперу хавает. Особенно если то и другое сделано добротно. А в этом качестве Зайцеву не откажешь. Более того, от книги к книге растет мастерство – язык, характеры, фабула…

Фантастика Стругацких была обращена к интеллигенции. Но скольких она интеллигентами сделала! Там адресат был.

Есть адресат и у… не будем трогать земляков… у Рыбакова, например. У Лазарчука. Кто продолжит список? Я лично больше никого называть не буду. Подавляющая же масса лупит в белый свет. Это вовсе не промахи. Это стрельба по площадям. Вполне дозволенный тактический прием, если хватает снарядов.

А их хватает.

В «серебряном веке» каждый мог писать хорошие стихи. Считалось, что и прозу тоже.

Наша фантастика сейчас переживает серебряный век. Сергей Зайцев – типичный его представитель.

А другой писатель, «Борис Завгородний-Сергей Зайцев» — нетипичный.

Плохо это или хорошо?

А кому как.

                                                              ***

 

 

 

 

 

«Ваше здоровье». – 2001, ноябрь. – с. 7.

 

Юрий Астров

 

«Сам-себя-издат».

(отрывок)

   

Странный мир предстает перед читателем в научно-фантастической повести. В этом мире довольно дружно живут многие племена и народы, каждый в своем домене, а вот домены каждые  сутки соприкасаются друг с другом по-другому… Гонки на строкофамилах соседствуют тут с поездкой в махине, которой управляет, конечно же, махинист, а громаднейшим компьютером, мегабиты к которому возят на тачках, управляет Бова-конструктор… Впрочем, мы имеем дело лишь с первой частью дилогии. Авторы обещают скорое продолжение веселой непонятицы, в котором все узелки будут развязаны. Борис Завгородний, «фэн №1» России, организатор «Волгакона-1991» и недавнего «Волгакона-2001», памятных любителям фантастики, наконец-то проявился и как писатель – в соавторстве с С.Зайцевым, издавшим уже вторую собственную книгу в Москве. Естественно, рецензии на «Рось…» появились во всех журналах НФ, а также в газете «Книжное обозрение». А совсем недавно на конвенте фантастов «Звездный мост», состоявшемся в Харькове, «Рось квадратная, изначальная» получила диплом лауреата в номинации «За лучший фантастический «самиздат» 2000-2001г.г.» 

 

***

 

«Шалтай-Болтай» (Волгоград). — 2001, № 11

 

Ольга Кавеева

 

Первое чувство взявшего в руки сие творение – удовольствие от полиграфических достоинств: нестандартного формата, крепкого переплета, отлилчной бумаги, а главное – карты-суперобложки, на которой мелькают названия-намеки, как понятные всем: «АБС», «Сидюки», «Центральная Моськва, так и доступные лишь волгоградским фэнам: «Левый Фрол» или «Кучеруки».

Налюбовавшись, приступаем к чтению и обнаруживаем, что сюжет вполне банален и исчерпывается глубокомысленным «не рой другому яму…» Но не в сюжете суть, а в приколах. Приколы натасканы достославными авторами отовсюду – от детских сериалов до обстоятельств, известных  только завсегдатаям фэн-конов. И возникает перед нами мир, произошедший то ли от компьютерной игры, то ли от любви к творчеству многих российских писателей, среди которых на первое место (по общему тону и характерам героев) рискну поставить Михаила Успенского. Небеса, его, однако, подпирает столп, у которого две головы и зовется он Олдь (маленькие олди играют роль верстовых столбов). Управляется мир этот компьютером на пару, что опять же свидетельствует о сугубой осведомленности авторов в течениях мировой фантастики (паропанк), в чем собственно никто и не сомневается.

Что в результате? Симпатичная книжка, которую я бы хотела преложить читателям для ознакомления, но не решаюсь это сделать, поскольку таковое предложение может быть принято за издевательство – тираж 200 (двести!) экземпляров.

 

***

 

   Рецензию на книгу Завгороднего и Зайцева «Рось квадратная, изначальная»  читайте в журнале «Отчий край». — 2001, № 2. (Олеся Козлова. «В мире блуждающих доменов»).

 

******

 

 Зайцев С., Б.Завгородний. «Рось квадратная, изначальная» — М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга». — 2002. – 488с.: ил. – (Фантастический боевик).

 

 

Сергей Зайцев, Борис Завгородний

 

Рось квадратная, изначальная

(Отрывок)

 

Глава тринадцатая, традиционно пустая, потому как бедствий, которые могут обрушиться на героев под этим номером, и врагу не пожелаешь!

 

                                             Все, что удачно складывается,

                                                              кончается плачевно.

                                                                                                        «Апофегмы»

 

***

 

Рецензию на книгу Зайцева и Завгороднего «Рось квадратная, изначальная»  читайте в журнале «Звездная дорога». – 2002, № 5-6 (Андрей Синицын. «Домен по имени Рось»).

 

Сайт управляется системой uCoz